Вернуться к публикациям
15 Июня 2012

Некоторые прогнозы

12.06.2012 «Некоторые прогнозы»

Любое крупное событие, происходящее в отрасли, является не только объектом повышенного внимания, но и поводом для подведения итогов или, наоборот, составления прогнозов на будущее. Выставка drupa наилучшим образом подходит для прогнозирования развития отрасли как минимум на ближайшие четыре года, а при желании и на более длительный срок. Делались такие прогнозы и перед выставкой drupa 2008, и мы их публиковали в наших изданиях.

К сожалению, не всем прогнозам суждено было сбыться. Вскоре после выставки 2008 г. случились глобальные изменения в мировой экономике, и ситуация в отрасли стала развиваться по совсем другим законам. В данной статье мы поговорим о том, как изменилась полиграфическая жизнь, и предпримем еще одну попытку спрогнозировать развитие отрасли в целом и в России в частности, но уже с учетом новых реалий.

Следует отметить, что настроение в отрасли оценивается как «упадническое», по крайней мере, так говорит большинство руководителей типографий. Полиграфия больше не относится к «перспективным» отраслям промышленности, и если прислушаться к словам ряда «экспертов», то полиграфия вскоре вообще исчезнет как отрасль и все перейдет в виртуальные миры.

Возможно, постоянные читатели журналов издательства «Курсив» подметили за нами некоторый консерватизм в оценках и суждениях, продиктованный, в первую очередь, тем, что большинство сотрудников редакции — профессиональные полиграфисты, и им намного понятнее развитие традиционных полиграфических технологий, чем цифровых, но и отмахнуться от факта цифровизации нельзя. На страницах наших изданий мы многократно поднимали тему перехода традиционно полиграфических видов продукции в цифровой вид. Тезисно отразим основные мнения по этой теме в отрасли и дадим свою оценку.

Реклама в Интернете выгоднее, чем отпечатанная на бумаге. Ее охват шире (в теории бесконечен), и затраты на нее существенно меньше. Однако на практике ситуация выглядит следующим образом: после кризиса конкуренция на рынке товаров и услуг многократно усилилась, и ведущие компании стали использовать все средства воздействия на клиента, какие только возможны. И бумажная реклама не исключение. По крайней мере в нашей стране ее стало по общему ощущению даже больше (в магазинах, на выставках, в местах скопления народа она неизменно присутствует), причем качество ее заметно выросло. Другое дело, что экономия вынуждает заказчиков изготавливать рекламу небольшим тиражом и допечатывать по мере необходимости (с изменениями и дополнениями), чтобы по актуальности информации конкурировать с Интернетом. Так что в настоящее время реклама в электронных СМИ и бумажных не борется, а дополняет друг друга. Но объемы печати в листах-оттисках существенно сократились.

Журналы и особенно газеты никто не читает, всю информацию легче получать из того же Интернета. Практика показывает, что это ошибочное мнение. Разумеется, кризис «подкосил» ряд издательских проектов, но это ситуация типичная, и в докризисные времена газеты и журналы появлялись и исчезали. Просто в кризис этот процесс происходит быстрее. Тем не менее немало изданий сохранилось и даже упрочило свои позиции. Заметно сократилось количество «шальных» инвестиционных проектов, в первую очередь, построенных на государственных деньгах и с подоткатными схемами. Но при этом любопытно, что сохранилось очень много корпоративных изданий. В 2009 г. многие приостановили их выпуск, но затем возобновили снова. Переход газет и журналов «из бумаги в планшет» пока нельзя назвать доминирующей тенденцией, хотя все ведушие издатели в мире и в России пробуют это делать, но пока считать это бизнесом никто не готов, скорее, данное явление нужно рассматривать как инвестиции в будущее. Однако уже заметны некоторые негативные для издателей тенденции: продавать рекламу в электронные издания сложнее — то есть продавать, конечно, можно, но за существенно меньшие деньги, что дает меньший доход. Изготавливать же действительно интерактивные издания намного труднее и дороже, чем традиционные, а оплачивать эти усилия рекламодатель не готов. Так что в обозримом времени бумажные издания останутся доминирующим видом периодики, поскольку экономический механизм работы издателям более понятен и он более прибыльный. Но тиражи изданий продолжат падать, поскольку печатать будут строго необходимое количество экземпляров, вплоть до штучного. Каждый лишний экземпляр — это лишние затраты, которые никому не нужны. Для типографий это не очень радостные новости: объем печати в листах сократится, причем и газет, и журналов. Но число бумажной периодики будет расти, хотя этот рост и не скомпенсирует падения объема печати.

Книги мы будем читать при помощи планшетных компьютеров. Это дешевле и удобнее. Спорить сложно, но пока даже в развитых странах объем производства книг сократился на 5–7%, что интересно — в России тоже на 5%. Но что означают эти цифры? Например, падение производства стали и труб в США составляет 25%, автомобилей — 9%, продукции химической промышленности — до 15%. Так что те самые 5–7% — это вовсе не победа электронных средств чтения книг, а системные проблемы экономики. Тем не менее объем производства книг будет сокращаться, в первую очередь, за счет массовых дешевых «черно-белых» изданий. При этом качественных, цветных книг в хорошем исполнении становится только больше, и, по мнению многих типографий, их объем снижаться не будет.

Итак, что ждет нас в обозримом будущем и каковы тенденции развития современной полиграфии на ближайшее время? Как мы уже отметили, главное — это существенное сокращение тиражей, которое частично будет скомпенсировано ростом номенклатуры продукции. Причем это характерно и для ведущих стран мира, и для России. В развивающихся странах тиражи будут расти, но Россия, как ни странно, в этом вопросе ведет себя как развитая страна. Как это повлияет на рынок полиграфического оборудования и технологий? Попробуем представить.

 

Печатные технологии

Говоря о печатных технологиях, большинство экспертов в последнее время упоминают о цифровой печати. Многие придерживаются мнения, что темпы развития цифровой печати таковы, что в ближайшие несколько лет от традиционной полиграфии ничего не останется. Масла в огонь подливает и большое количество «электронных» компаний, пришедших в полиграфию в последние 15–20 лет.

Сейчас уже трудно представить электронного гиганта, который бы не имел специального подразделения, работающего на профессиональном полиграфическом рынке. Проводя мощные рекламно-информационные кампании, такие фирмы воздействуют на умы представителей отрасли. Традиционные полиграфические предприятия зачастую такими мощными информационными ресурсами не обладают, их голос звучит существенно тише.

 

Как известно, само понятие «цифровая печать» появилось в середине 90-х гг. прошлого века. Появление его было шумным, и, возможно, многие помнят, что уже в те годы предсказывалось скорое «отмирание» традиционной полиграфии. Нельзя сказать, что это мнение было полностью ошибочным. Цифровая печать существенным образом потеснила традиционную в оперативном и малоформатном секторе, но на этом ее «запал» угас. Более того, развитие полиграфического машиностроения привело к тому, что современные офсетные машины научились бороться с цифровыми. Они уже не уступают «цифре» по оперативности изготовления заказов, а существующий уровень автоматизации позволяет эффективно печатать даже тиражи в 200–300 экз. при более высоком качестве печати и развитых возможностях получения дополнительной ценности оттиска (дополнительные краски, тиснение фольгой, вырубка, лакирование и т. д.). Так что первый важный аспект текущего развития отрасли состоит в следующем: цифровые машины продолжат наступление на традиционный офсет и дадут возможность изготавливать малые и сверхмалые тиражи полиграфической продукции (например, «самиздата» или репринта), создав новый рынок, которого до недавнего времени вообще не было.

 

Так что изменения в области традиционной печати происходят во многом под влиянием изменившейся на рынке ситуации, причем это влияние положительно. Машины становятся все более автоматизированными, удобными в использовании и производительными (если измерять производительность не в листопрогонах, а в числе изготовленных заказов). Именно это направление сейчас доминирует в области печатных процессов, и в ближайшее время эта тенденция продолжится. Перед прошлой выставкой мы предсказывали, что главным направлением развития на относительно длительную перспективу будет увеличение формата печатных машин. И хотя на выставке это было заметно, тем не менее основной спрос наблюдался на машины традиционного формата. Все же малые тиражи удобнее печатать на машинах не самого большого формата.

Еще одно важное направление — производство упаковки. Несмотря на все усилия химиков по развитию полимеров, по-прежнему очень большая доля упаковки изготавливается из бумаги и картона. И эта тенденция сохранится в будущем. Более того, увлечение охраной окружающей среды приводит к тому, что бумажной упаковки станет больше. И печатать ее будут офсетным способом. И вновь главной особенностью этого рынка станет сокращение тиражей и большее разнообразие упаковки, усложнение конструкции и отделки. Даже для одного и того же товара упаковка может меняться едва ли не ежедневно. А значит, технология должна позволять печатать быстро с максимальным количеством отделочных операций «в линию». Поэтому спрос на «длинные» машины с дополнительными секциями сохранится. Все разработки по печати упаковки на цифровых машинах пока на серьезное производство не претендуют. В лучшем случае так будут изготавливать пробные тиражи товаров, да и то в небольшом количестве. Проблема в том, что формат цифровых машин не позволяет получать отпечатанные листы того размера, с которым «привыкли» работать промышленные машины для вырубки коробок. А вырубать на них листы малого формата неэкономично.

Пожалуй, наиболее интересный сектор — это печать книг. Как известно, довольно большой процент книг — это продукция вспомогательная: документация, инструкции, учебники, методички, справочники, словари и т. д. Информация в них постоянно меняется и дополняется, а значит, печатать большой тираж «длительного срока пользования» не нужно. Более того, активно развивается и сегмент сверхмалотиражных книг — от самиздата и фотоальбомов до уникальных штучных подарочных изданий, которых не должно быть много (эксклюзив). Все это проще печатать по мере необходимости. Вот для этого и требуется Book-on-Demand (книги по требованию) — сегмент полиграфии, на который и делают ставку наиболее дальновидные представители индустрии цифровой печати.

Подводя итоги, о печатных технологиях можно сказать следующее: опасаться вытеснения традиционной полиграфии «цифрой» или «отмены» офсета из-за того, что «все ушло в Интернет», пока не стоит. Но офсет нужно «осовременить», добившись того, чтобы на нем можно было быстро и дешево печатать сверхмалые тиражи.

Мы предсказывали перед прошлой выставкой, что офсетные машины будут усовершенствованы, в первую очередь, именно в сторону быстрой и экономичной работы с мелкими тиражами, из опасений конкуренции с цифровой печатью. И оказались правы. За четыре года в этом направлении сделано многое, появился даже новый термин «офсет по требованию», означающий сверхбыструю работу с использованием УФ-печати. И еще мы предсказывали, что очень много внимания будет уделяться экологии полиграфического производства. И это также оказалось верным. Но четыре года назад мы ошибались в том, что не предполагали быстрого развития производства книг по требованию цифровым способом. Это уже влияние кризиса.


 

 

     Типография Издательский Дом «Керамист» обеспечивает качественной полиграфией Запорожье, Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Луганск, Львов и другие города.

     Полиграфия типографии Издательский Дом «Керамист» — гарантия профессиональной печати!

     Полиграфические услуги: печать книг, печать календарей, печать визиток, печать плакатов, печать открыток, печать газет, печать буклетов, печать каталогов.